НСА: на страхование аграриев Дальнего Востока потребовалось бы втрое меньше средств, чем выплаты из бюджета по ЧС
Пока на Дальнем Востоке продолжаются мероприятия по ликвидации последствий паводка из-за обрушившихся на регион ливней, сельхозпроизводители уже подсчитывают убытки. Вместе с тем, по данным НСА, по итогам I полугодия 2017 года число хозяйств, застраховавших сельскохозяйственные риски с господдержкой в растениеводстве, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в целом по ДФО сократилось почти на 85% .
Сократилось и число заключенных договоров страхования: если в первом полугодии 2016 года дальневосточные сельхозпроизводители, заключили 165 договоров по страхованию сельхозрисков с господдержкой, то в первом полугодии этого года – только 19. Даже в Приморском крае, где аграрии чаще всего используют инструмент страхования, заключено лишь 15 договоров (для сравнения, за аналогичный период 2016 года – 139); четыре договора заключили сельхозпроизводители Амурской области.
По словам президента НСА Корнея Биждова, уже к концу 2016 года на Дальнем Востоке сложилась напряженная ситуация с задолженностью по субсидиям на агрострахование. Так, общая задолженность органов управления АПК ДФО по субсидированию заключенных в 2016 году договоров страхования составляет более 54 млн рублей, что также стало дестимулирующим фактором для аграриев и страховщиков. НСА неоднократно поднимал эту тему на разных уровнях власти – как исполнительной, так и законодательной, но проблема так и не решена до настоящего времени.
«Следует отметить, что органы АПК Амурской области и Приморского края стимулировали аграриев страховать риски, стараясь оказать им максимальную возможную поддержку, - говорит президент НСА Корней Биждов. - Так, в 2014-2016 годах власти Приморского края приложили серьезные усилия для развития агрострахования в регионе, в том числе, оказав сельхозпроизводителям дополнительную помощь из регионального бюджета и компенсировав около 90% страховой премии. В результате объемы страхования составили 80 млн рублей – то есть, в четыре раза больше, чем в 2013 году».
В прошлые периоды сельхозпроизводители Дальнего Востока чаще всего страховали посевы сои, кукурузы, риса, пшеницы, а также посадки овощных культур: картофеля, капусты, сахарной свеклы. Катастрофическое наводнение 2013 года вынудило аграриев и органы АПК усилить внимание к страховой защите, поскольку в наиболее пострадавшей тогда от наводнения Амурской области, где было застраховано всего лишь14 хозяйств, выплаты страховщиков по договорам с господдержкой в 13 раз превысили уплаченную страховщикам премию и составили более 80 млн рублей. При этом сами сельхозпроизводители по этим договорам уплатили только 3 млн рублей. Общий же ущерб сельхозтоваропроизводителям Дальнего Востока из-за масштабного наводнения тогда оценивался более чем в 2,9 млрд рублей, и эти деньги легли на бюджет, а не на страховые компании.
«Погодные катаклизмы на Дальнем Востоке повторяются довольно часто, и убытки от них для сельского хозяйства весьма значительные. Примеров достаточно – последствия наводнения 2013 года, тайфуна Лайонрок, сильные ливни этого года, - говорит Корней Биждов. –Эти риски - наводнение, подтопление, паводок, переувлажнение почвы - покрываются страхованием с господдержкой, соответственно, и убытки могли быть компенсированы страховыми компаниями. Однако в этом году из-за включения поддержки на страхование в «единую» субсидию и неготовности по состоянию на 10 августа нормативной базы даже регионы, запланировавшие расходы на страхование, не могут это сделать».
«Только за период с 2012 по 2016 год прямые выплаты из бюджета аграриям Дальнего Востока из-за ЧС составили более 3,2 млрд рублей, или в среднем порядка 645 млн рублей в год. В то же время по субсидиям на агрострахование дальневосточным растениеводам за это время было перечислено 173,5 млн рублей, или в среднем менее 35 млн рублей в год. Общая посевная площадь в 2016 году на Дальнем Востоке составляла 1,8 млн га. И если бы среднегодовые бюджетные выплаты по возмещению ущерба сельхозпроизводителям от ЧС направлялись на поддержку страхования посевов, то охват страхованием составил бы 5,5 млн га, что втрое превышает общую посевную площадь региона. Но реалии таковы, что в 2016 году страховой защитой было охвачено только 283 тыс га, или 15% от всей площади. По итогам первого полугодия 2017 года, по данным НСА, посевная площадь по договорам страхования на Дальнем Востоке составила всего лишь 24,6 тыс. га; сумма страховой ответственности – чуть меньше 915 млн рублей. Для сравнения, в первом полугодии 2016 года страховой защитой с суммой ответственности 3,1 млрд рублей было обеспечено 136,5 тыс. га - или в 5,5 раз больше», - говорит Корней Биждов.